История

История Тынбаевского сельского Совета Мишкинского района Республики Башкортостан.

Образован в 1922 году с центром в д.Тынбаево. Первым председателем сельского Совета был избран Давлетов Зайний Давлетович. В сельский Совет входили деревни Тынбаево, Алексеевка, Бахтыбаево, Измарино, Князевка, Новониколаевка, Новокульчубаево, Старокульчубаево, Токтарово. Позже д.Бахтыбаево, д.Новокульчубаево стали относиться к Бирскому району.Поселение расположено в северной части района, в 52 км от районного центра.Каждый сельский Совет имеет свою богатую историю, гордится людьми, его населяющими и работающими на совесть во все исторические отрезки времени.

В деревне Тынбаево вырос и работал первый архитектор марийского народа  Кутлубай Семенович  Семенов. Всех нас радует своим талантом внук Ильи Николаевича Иркабаева заслуженный работник искусств Росийской Федерации , Марий Эл руководитель  театра юного зрителя города Йошкар –Ола, профессор лауреат госпремии  Марий эл Олег Геннадьевич Иркабаев .

      Биография Яманая Камаевича очень примечательная, родился в крестьянской семье, в 1927-1928 годах работал секретарем комсомольской ячейки в д.Старокульчубаево, работал председателем ревизионной комиссии, председателем исполкома Тынбаевского сельсовета, прошел войну с 1941 по 1945 годы, с 1945 по 1953 годы был избран председателем колхоза, в то же время избирался депутатом Верховного Совета Башкирской АССР, неоднократно избирался депутатом сельского и районного Советов.

         Самым молодым председателем сельсовета в 50-е годы был Павел Шамратович Шамратов, затем долгие годы  он работал председателем колхоза «Первомайский», председателем исполкома Тынбаевского сельсовета.

Токтарово и Измарино расположились возле реки Сухояз. Одна деревня на одном берегу, вторая — на другом. Река Сухояз берет начало возле деревни Сармашево, что в Бураевском районе. По пути в неё впадают другие речки и ручьи. Возле деревни Токтарово её воды пополняет Мелкокаменный ручей. Деревня Изимарино основана 10 декабря 1651 года.

Деревня Изимарино навсегда сохранила первое свое название, которое было присвоено ей в 1651 году. Когда договор от имени жителей составил Изимари Изиланов. 

Жители деревни Изимарино и Токтарово не на словах, а на деле доказывают, что самоуправление в действии.

       Работу эту организовала тогдашний завуч школы Алевтина Аблеевна Якупова. Она вместе со своим мужем Андреем Ильичем подняла народ и вдохновила на благостный труд. Столовая в короткое время была построена. Здесь построили новую мастерскую, разобрав старое здание, построили новое — для двух классов. Ведь люди хорошо знают и понимают: если закроется школа, исчезнут и сами деревни.

На сегодняшний день в Токтаровской общеобразовательной школе обучаются 76 учеников.Построен памятник в честь воинов-победителей в Великой Отечественной войне и участников локальных войн.  Земляки, отдавая дань уважения старшему поколению, воинам-защитникам,  приходят и стар, и млад, ведь,  каждый сельчанин в этих списках встретит имена родных, которые погибли, защищая Родину. Из деревень Токтарово и Измарино в Великой Отечественной войне участвовали 174 человека, из них 111 человек сложили свои головы на полях сражений.

 Большое внимание уделяют благоустройству своих домов и прилегающей к ним территорий. Как отмечают живущие в сельской местности представители старшего поколения, которые многое повидали на своем веку, сегодня, на селе можно жить не хуже, чем в городе.

Происхождение деревни Старокульчубаево связано с процессом формирования восточномарийской группы на территории Башкирии, который является одним из позднейших этапов этнической истории марийского народа. Восточномарийская группа сложилась за пределами коренной этнической территории марийцев хронологически в более позднее время в результате переселения отдельных ее представителей в Прикамье и Приуралье.

  Переселение марийцев из Среднего Поволжья в Прикамье и Приуралье происходило главным образом со II половины XVI века до середины XVIII века.

Миграция являлась своеобразной формой протеста, ответной реакцией марийского населения на правительственную политику социального, национального и религиозного угнетения.   Переселение марийцев в Башкирию было вызвано и местными условиями. Во-первых, природные условия края были схожи с природой Поволжья. Это способствовало занятию теми же видами хозяйственной деятельности, что на исторической родине.  Во-вторых, у башкирских общин имелось достаточное количество свободных земель, которые могли сдаваться в аренду. В-третьих, правительство почти до середины XVIII века не имело возможности активно вмешиваться и контролировать внутреннюю жизнь башкирских общин, а поэтому и препятствовать расселению беглецов на их землях. В-четвертых, коренное мусульманское население Прикамья и Приуралья более терпимо относилось к пришлому языческому населению, в отличие от политики Русского государства по насильственной христианизации.

 

1